Категории раздела
Мои статьи [3]
Главная » Статьи » Мои статьи

История появления и развития радиоламп (продолжение)

Когда с 50-х годов в бытовой аппаратуре уже широко применялись полупроводники, в оборонной промышленности СССР и других стран, создавалась новая аппаратура на вакуумных лампах. Развивались и сами лампы, совершенствовалась их конструкция, применялись более совершенные технологии при производстве, внедрялись новые материалы, улучшающие характеристики лампы.  Дальнейшим развитием радиоламп стали нувисторы – радиолампы нового типа, срок службы которых сопоставим с транзисторами и, как следствие этого, не требует частой замены возможность монтажа нувистора прямо на плату, без  панелек, как у ламп старого типа, что значительно экономит занимаемое пространство. Наряду с этим были реализованы и другие технические решения, которые сделали радиолампы более компактными, надежными и экономичными.  Ламповые военные рации стали размером с обычный переносной приемник на транзисторах, на самолетах бортовая аппаратура также была ламповой. Использование радиоламп вместо транзисторов в военной промышленности обуславливалось  не консерватизмом, а по причине того что лампы долгое время оставались более надежными и менее чувствительными к изменению температуры. И еще очень важным фактором была устойчивость лампы к мощному электромагнитному импульсу, который возникает в момент ядерного взрыва, в условиях холодной войны, ядерный взрыв рассматривался как реальная угроза и военная техника создавалась с учетом такой опасности. К тому же радиация может повредить транзисторы и микросхемы, а на радиолампы практически не оказывает никакого влияния. Такая ситуация была где-то до 80-х годов. А информации о том созданы ли сейчас транзисторы, способные работать в условиях ядерной войны, либо нет, либо она по понятным причинам засекречена. Но из-за гонки вооружений во время «холодной войны» появилось множество прогрессивных идей и решений в области электровакуумных приборов. И в наши дни ламповая аппаратура класса Hi-end во многом использует  наработки и наследие той эпохи.

 

В 80-х годах появился новый аудио-носитель – компакт диск. CD диски стали первыми, по-настоящему массовыми носителями, благодаря удобству использования, надежности, невысокой цене и  долговечности .  Хотя поначалу CD был ориентирован в основном на меломанов,  и завоевание рынка для CD формата на начальном этапе было сопряжено с определенными трудностями. При подключении транзисторного усилителя к CD-проигрывателю, предназначенного для работы с виниловым проигрывателем, звук получался, мягко говоря, не очень качественный. А объяснялось это очень просто – сигнал, воспроизведенный виниловым проигрывателем  - «гладкий» с суженым динамическим диапазоном (соотношение самого громкого и самого тихого звука), делалось это из-за узкого динамического диапазона самой пластинки как носителя. Такой сигнал, поданный с винилового проигрывателя транзисторный усилитель воспроизводил хорошо, но если к нему подключался CD проигрыватель ситуация кардинально менялась. По причине широкого динамического диапазона усилителя, который превышал таковой винилового  носителя, в сигнал при его усилении вносились ощутимые искажения. Но вот если, проигрыватель компакт дисков подключить к ламповому усилителю…

Со стороны может показаться странным, подключить к морально устаревшему усилителю, суперсовременный проигрыватель, выполненный на более качественном технологическом уровне. Но результат говорил сам за себя, в результате такого подключения получался чистый звук и ощущалось превосходство CD над винилом по динамическому диапазону. Таким образом, появление  проигрывателей компакт дисков, а не ностальгия на «виниловое звучание», как принято считать, спровоцировало триумфальное возвращение радиолампы. В 80-е годы большинство меломанов отказались от «винила» и перешли на CD . Соответственно спрос на ламповые усилители начал расти, но, к тому времени производство радиоламп в мире практически  прекратились,  и лишь отсталая советская и развивающаяся китайская промышленность продолжала производить лампы в большом количестве.

 

На начальном этапе развития полупроводниковой техники, превосходство лампового звучания объяснялось несовершенством транзисторов и микросхем. Но с течением времени, транзисторы становились все совершеннее,  а по качеству звучания все равно уступали лампе, стало понятно, что феномен звучания лампового усилителя в чем-то другом. Появлялось много вопросов, ведь в самом деле у современных транзисторных усилителей коэффициент нелинейных искажений может быть очень небольшим  0,01-0,001%, в то время как у лампового подобный коэффициент не менее 0,5%. Еще одним минусом лампового усилителя является то, что сигнал на акустическую систему проходит через выходной трансформатор, в результате чего ухудшается воспроизведение низких частот и глубокого баса на ламповом усилителе добиться очень непросто, да и динамичные моменты музыкальной фонограммы могут воспроизводится не так точно, как в транзисторном усилителе. Несмотря на все эти недостатки, звук лампового усилителя воспринимается как более естественный.  Складывается противоречивая ситуация: усилитель, заведомо имеющий большие искажения, звучит субъективно  предпочтительнее. А объясняется этот факт различным устройством радиолампы и транзистора и разной природой усиления сигнала в этих устройствах. Несмотря на то, что транзистор в сигнал вносит меньше искажений, характер этих искажений отличается от таковых в радиолампе, которая привносит в сигнал четные гармоники, воспринимаемые ухом как более естественные и менее навязчивые, в отличие от четных гармоник, которые даже в значительно меньшем количестве звучат как более раздражающие слух. К тому же у лампы в основном выражены 2 и 4 гармоники, которые как гармоники низкого порядка также меньше раздражают слух. Более лояльное отношение к четным гармоникам слухового аппарата обуславливаются еще и тем фактом, что они звучат естественнее, ведь вибрация деки музыкального инструмента это те же четные гармоники низкого порядка, поэтому при прослушивании симфонической музыки через ламповый усилитель мы слышим не столько звук, а именно то,  как звучит сам инструмент. То же касается и голоса и акустики помещения,  лампа добавляет те естественные гармоники которые были изначально в сигнале, либо просто добавляет свои, но они очень близки к естественным, ведь любой звук, любая музыка это не только конкретная частота, но и сопутствующие ей гармоники, которые ухо так же неплохо воспринимает. Так же добавленные четные гармоники маскируют нечетные которые могли появится в процессе обработки звукового сигнала на цифровой аппаратуре. Транзистор же добавляет в исходный сигнал нечетные гармоники причем высокого порядка от 7 и выше, звук становится резким и утомляющим. Еще одним отличием между усилителями этих типов является ограничение сигнала, транзистор ограничивает сигнал жестко, что ощущается как искажение сигнала, лампа же ограничивает сигнал мягко, что не так заметно.

Возможна ли имитация лампового звука?

Коль уж цифровая техника достигла таких высот, и проигрывает лампе в основном тем, что не добавляет в сигнал четные гармоники, нельзя ли каким либо способом добавить эти гармоники в транзисторных усилителях? Как оказалось - это возможно. В некоторых профессиональных гитарных усилителях  выполненных на основе транзисторов, в схему включены элементы,  которые имитируют ламповые искажения. Так же существует большое количество плагинов к различным программам, способных воспроизводить и обрабатывать цифровой сигнал, которые добавляют характерные для лампы четные гармоники. Но побочным эффектом таких преобразований является то, что транзистор все равно добавляет еще и четные гармоники, которые у лампы практически отсутствуют. Поэтому только лампа может усилить сигнал, добавляя в него четные гармоники,  и не нагрузить его еще и нежелательными четными как это делает транзистор. Трудно судить, как долго продержится  нынешний интерес к ламповой  аппаратуре, через какое время транзисторные усилители смогут выдавать такой же звук, как и лампа. Хотя, думаю, в Hi-end аппаратуре лампа продержится еще очень долго, ведь человек, приобретая подобную технику,  платит не только за потрясающий звук, но и за приобщение к легенде и к обществу ценителей настоящего живого звука.

Категория: Мои статьи | Добавил: sennar (24.07.2011)
Просмотров: 6739 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1 SergCoodo  
0
<a href=http://zmkshop.ru/stati/sklad-iz-mk-pod-klyuch/>металлстрой мк</a>

Имя *:
Email *:
Код *:
Пятница, 27.12.2024, 23:06
Приветствую Вас Гость